
Здравствуй, читатель.
Помимо обзоров и фотографий, мы так же запускаем статьи.
В них мы вместе будем размышлять обо всём, что на прямую или косвенно связано с велосипедами.
И первая наша статья будет посвящена трансмиссии. А именно степени важности каждого из её компонентов.
Целью данной статьи является выяснение, как же правильно подобрать компоненты для сборки трансмиссии велосипеда под разные условия эксплуатации и на чем экономить можно, а на чем настоятельно не стоит.
Трансмиссия велосипеда. Как правильно её выбрать и подобрать компоненты.
Каждый нас хочет, чтобы его велосипед работал исправно и четко как хороший автомобиль. Вне зависимости, является каждый из нас, спортсменом, простым катальцем, туристом или курьером. И в многом качество работы завязано на элементах трансмиссии.
Какой компонент трансмиссии самый важный? Переключатель передач? Манетка? Проводка, в виде тросика переключения вместе с рубашкой? Цепь? Кассета?
И есть ли разница в степени важности каждого компонента в зависимости от модели, производителя, условий эксплуатации, загрязненности и степени нагрузки на трансмиссию в момент переключения?
Начнем с крайне важной ремарки:
Практически все современные производители выпускают свои компоненты группами или же групсетами, где каждый компонент создаётся под работу с другим компонентом из этой же группы. Например Shimano Cues c технологией Linglite.
Тем самым качество переключения передач, устойчивость к механическим поломкам при переключении под нагрузкой и ресурс компонентов в различной степени зависимы от того, работают компоненты в своей группе или же трансмиссия состоит из солянки разных моделей от разны производителей.
И как сила команды определяется её самым слабым звеном, так и в группе трансмиссии, неверно подобранный дешевый сторонний компонент может сильно негативно повлиять на общее качество переключения. Вопрос роли компонента и степени его важности в группе.
Поэтому давайте в относительно сжатой форме рассмотрим важность каждого компонента группы в зависимости от различных факторов.
▎1. Переключатель передач
В зависимости от типа велосипеда и его предназначения переключатели будут отличаться материалами, диапазоном работы и наличием доп. функций.
Казалось бы, ставьте максимально возможно дорогой переключатель, дороже всех остальных компонентов трансмиссии, ведь так делают многие производители велосипедов, в качестве маркетингового приема, и всё сразу будет работать идеально, и вы всех обгоните? Так?
К слову, изобрёл первый переключатель известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло (w-en:Tullio Campagnolo) в 1950 году.
Следует понимать, что переключатель передач это лишь один из компонентов трансмиссии. Сам по себе он лишь преобразует привод от тросика или электромотора в изменение положения в пространстве 2 роликов в случае заднего переключателя, и рамки в случае переднего. Для перемещения цепи по звездам с сохранением её натяжения.
Это вся его роль. Вне зависимости от типа и стоимости.
Разница между более дорогой и более дешевой моделью переключателей с одинаковым функционалом будет заключаться в весе и материалах. Более дорогой переключатель простит вам более высокие перегрузки при переключении и более агрессивное влияние окружающей среды, например грязь и песок. При этом, условия и нагрузки, под которые рассчитаны дорогие переключатели, редко встречаются у большинства катальцев уровнем вплоть до увлеченных любителей.
Поэтому, при прочих равных и не гоночной эксплуатации вы практически не почувствуете разницу между условным переключателем Shimano Deore m6100 на 12 скоростей и Shimano XT m 8100 на те же 12 скоростей, с тем же диапазоном и функциями.
Вердикт:
В большинстве условий эксплуатации, где вам не нужны как гонщику, супернизкий вес, минимальное узлов переключателя и устойчивость к высочайшим нагрузкам, уровень переключателя, если переключатель обладает необходимым функционалом и диапазоном работы, не имеет первую степень важности и приоритет в апгрейде или доп. вложении на этапе сборки.
▎2. Манетка
Достаточно немаленький процент велосипедистов, особенно уровня выше любителя считают, что Манетка, она же шифтер, играет более важную качестве переключения роль, чем переключатель. Ведь именно с её помощью мы натягиваем и ослабляем тросик переключателя или передаем сигнал мотору.
И для верхних групп компонентов, где в манетках добавляются полезные для агрессивной эксплуатации функции, такие, как например функция двойного сброса у манеток Shimano xt m8100, или наличие резиновых вставок на лепестках манетки, такая позиция вполне и вполне обоснована.
Но в отличии от других компонентов трансмиссии манетка в меньшей степени подвержена нагрузкам, воздействию окружающей среды и риску механической поломки.
Вердикт:
Устанавливать манетку более высокого уровня следует если вам необходимо наличие присутствующих в ней доп. функций, которых нету в более бюджетной версии.
Если же наличие доп. функций вам не нужно, а основной функционал манетки соответствует группе, то в НЕКОТОРЫХ случаях на ней можно даже сэкономить. Например: поставить манетку Shimano Deore m6100 на 12 скоростей вместо манетки Shimano SLX m 8100 на те же 12 скоростей.
▎3. Проводка
В случае трансмиссий, где привод на переключатели передается не мотором, а тросом, от качества и состояния проводки во многом зависит и качество переключения.
Не грамотно уложенная проводка с открытыми участками тросика, надломами и перекосами будет плохо работать, быстрее загрязнится и выйдет из строя.
Дешевая же проводка, где в рубашках и тросиках используется оцинкованная проволока, а не проволока из нержавеющей стали, так же будет иметь намного меньший ресурс и большую силу трения во время работы.
В тоже время очень дорогие тросики и рубашки, как, например, модели с тефлоновым покрытием, не дают сильно ощутимого прироста в ресурсе и скольжении во время работы.
Вердикт:
Если вы не гонщик или велогурман, которым нужно идеальное скольжение троса или сам факт наличия дорогого компонента, вам нет необходимости в использовании дорогих тефлоновых тросиков и гоночных рубашек. Достаточно обычной, достаточно качественной проводки из нержавейки от проверенных производителей.
Куда важнее состояние проводки, её чистота, правильность укладки и отсутствие участков с открытым тросиком.
▎4. Цепь
Цепей существует великое множество от множества производителей. Цепи бывают с разным типом покрытия, разной ширины (в зависимости от того, под какое количество скоростей заднего переключателя она рассчитана), разной формы звеньев, направленные и не направленные.
С ростом стоимости цепи, изменяется её покрытие, вес и, как правило появляется уже заточенная под работу с конкретной группой трансмиссии форма звеньев. Подавляющее большинство унитарных и направленных цепей относятся к дорогим группам профессионального уровня. Например, в шоссейных группах Shimano и современных группах Sram.
И от того, используется ли с групсетом созданная строго под него цепь или нет, действительно зависит правильность работы переключения скоростей.
Однако, в большинстве групп среднего и любительского уровня, нету строгих ограничений в виде возможности использования цепей конкретных моделей. От того и обилие предложение качественных, и даже более дорогих, чем модели из группы, цепей от сторонних производителей. Например KMC, PYC и UBN. Цепи хороших сторонних производителей не оказывают негативного влияния на качество переключения в большинстве групп трансмиссий и зачастую при равной цене имеют более качественные материалы и покрытие звеньев.
Вердикт:
В большинстве групп трансмиссий использование качественных цепей от проверенных сторонних производителей абсолютно допустимо. Например: цепи Kmc с технологией X-glide будут работать практически с отсутствием разницы на трансмиссиях Shimano Linglide, Shimano Hyperglide, Microshift и др.
Главное, чтобы цепь была верной длинны, верной модели и не изношена.
Тем более что цепи это расходник чаще которого происходит разве что рубашек с тросиком.
▎5. Кассеты
А теперь к самому обделенному вниманием — К кассетам.
Кассет существует большое количество, предельно дешевых и простых китайских кассет из дешевый стали и с примитивной обработкой, до топовых серийных моделей и бутиковых фрезерованных кассет от сторонних производителей, таких как Garbaruk.
Следующее, что следует сказать, это что кассеты никак не являются для большинства велосипедистов в привычном смысле расходником. Как цепи, колодки или проводка. При должном уходе на одной кассете можно проездить годы и тысячи километров.
Как и с остальными компонентами, бренды разрабатывают свои кассеты таким образом, чтобы они идеально работали с определенными системами, в то время как китайские аналоги могут иметь проблемы с совпадением.
Поэтому производители так пекутся за свои патенты технологий по изготовления звезд кассет и их формы.
Например, упомянутая ранее технология Linglite, которая позволяет плавно и тихо переключаться под большими нагрузками даже неумелым катальцам, используя такую бюджетную группу из достаточно простых материалов, как Shimano Cues, практически полностью завязана вокруг формы звезд кассеты. и шагом в количестве зубцов между звездами. Используя стороннюю, особенно дешевую Китайскую кассету этой группе, технология Linglite полностью сходит на нет.
Так как кассета, это своего рода диск из разного количества металлических пластин, то помимо технологий, дорогие кассеты так же обладают низким весом и конструкционными особенностями, позволяющими этот вез снизить.
Также стоит отметить, что фирменные кассеты отличаются не только технологиями, совместимостью с конкретными группами, но и качеством стали и её обработки. Они проходят строгий контроль качества на всех этапах производства. Лично много раз сталкивался с кривыми кассетами, казалось бы, известных китайских производителей, таких как, например, Санрейс.
Уверен, найдутся люди, которые напишут, что катаются на кассете от условного мистера ляо и всё у них работает. Это то же, что бегать кросс в лаптях и пробегать его. Но это не значит, что нет разницы. Базис аргумента заключается лишь в отсутствии сравнения.
Вердикт:
В подавляющем большинстве групп трансмиссий обязательно использовать разработанную под них кассету, обладающую необходимыми технологиями обработки зубьев, количество звёзд и шагом между звездами.
Однако, экономия возможна, в случае если вам не необходим низкий вес кассеты. Главное, подобрать альтернативу из моделей кассет того же производителя, типа, диапазона и обладающую одинаковыми технологиями с кассетой из группы остальной трансмиссии. Например, если вам не важен вес кассеты, можете использовать кассету Shimano Deore m6100 на 12 скоростей вместо Shimano XT m 8100 на те же 12 скоростей.
▎6. Общий вывод
Итак, мы с вами разобрали каждый компонент и вынесли вердикт касаемо его важности. Теперь необходимо привести всё к общему знаменателю.
Вывод:
Переключатели, манетки и кассеты следует использовать исключительно созданные в рамках одной группы. И уже внутри этой группы можно выбирать более бюджетные или дорогие модели. Например, если ваша эксплуатация велосипеда не подразумевает высокие нагрузки на трансмиссию, но вам хочется иметь интересные дополнительные функции переключения, то вы можете в рамках одной группы выбрать более бюджетную модель переключателя, поставить более дорогую манетку с доп-функциями.
Расходники, такие как цепи и проводка, за редкими исключениями допускается использовать проверенных моделей от проверенных сторонних производителей. Главное использовать подходящие модели, производить правильную установку, настройку и вовремя производить их замену.
Разумеется, не пренебрегайте обслуживанием вашей трансмиссии со своевременной заменой износившихся компонентов. Тогда ваш велосипед прослужит вам долго.
С благодарностью за прочтение. Команда Alpinebike.